Учет выбросов парниковых газов

Сегодня бизнес должен идти в ногу со временем, чтобы оставаться востребованным у нового поколения социально-ответственных потребителей и инвесторов. Именно они формируют зеленую, устойчивую экономику. Теперь не только правительства государств решают мировые проблемы климата, загрязнения атмосферы и социального неравенства. В игру вступают представители компаний, на которых ложиться ответственность в реализации программ устойчивого развития.

 

Изменение климата — это непредотвратимый природный процесс. Тем не менее антропогенный фактор играет в нем значимую роль. Страны ставят своей целью достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году. Это решение поможет приостановить повышение температуры и формирование озоновый дыр в атмосфере. Бизнес стремиться адаптироваться под требования зеленой экономики, на которую теперь ориентировано всё мировое сообщество.

 

Концепция углеродной нейтральности постепенно проникает в бизнес-процессы. В первую очередь она затрагивает здания и предприятия. В достижении нулевых выбросов инженеры разрабатывают концепции углеродно-нейтрального здания. Считается, что углеродно-нейтральное объекты, вообще не должны выбрасывать парниковых газов и не должны использовать энергию из невозобновляемых источников. Электричество для такого объекта можно закупать на оптовом рынке у поставщиков возобновляемой энергии. Специалисты задаются целью создать экологичное здание, которое функционирует на механизме самообеспечения. Например, может самостоятельно генерировать тепло с помощью воздушных тепловых насосов и электробойлеров.

 

Так выглядит идеальная картина реализации концепции нулевых выбросов, однако не все могут позволить себе её реализовать. В большинстве случаев электроэнергия для здания генерируется невозобновляемыми источниками энергии, такими как ТЭЦ. В таком случае можно найти иное решение снизить выбросы, например, ограничиться применеием энергии от ТЭЦ только при критически низких температурах. Другой вариант, компенсировать выбросы, которые производятся на электростанции с помощью механизма компенсации парниковых газов — offsetting, т.е. закупать специальные сертификаты iRec. Механизм действует по схеме: компания покупает сертификат, гасит произведенные ею выбросы и эквивалентно этим выбросам приобретает статус углеродной нейтральности.

 

Учет выбросов парниковых газов постепенно становится обязательным для отчетности компаний в соответствии с зелёным регулированием экономики. Углеродный след для компаний оценивается прежде всего по международному GHG протоколу и идентичному ему ISO 14064. Согласно им расчет осуществляется по трём охватам: Scope 1, Scope 2, Scope 3. Первые два являются обязательными, они рассматривают прямые и косвенные энергетические выбросы. Можно рассчитывать углеродный след и по отечественному стандарту, например, по приказу Минстроя, однако они не затрагивают Scope 3, который учитывает остальные косвенные выбросы, т.е. здесь действует локальное ограничение таких расчетов. Поэтому заказчики предпочитают использовать международный стандарт, который признаётся и ценится больше в мировом сообществе.

 

Углеродный след продукции подтверждается EPD (экологической декларацией продукта) сертификацией. По EPD оценивается жизненный цикл продукции LCA, её воздействие на окружающую среду в соответствии международными стандартами ISO 14040/14044. Механизм оценки позволяет сделать систему производства продукции прозрачной для потребителей, что позволяет им формировать благоприятный для среды и общества рынок.

 

В каком случае заказывать расчет углеродного следа на предприятие и в каком на продукцию? 

 

Расчет углеродного следа продукции больше подходит для экспортеров, а именно для:

  1. Клиентов-экспортеров, ориентированных на международный рынок.
  2. Международных компаний с филиалом в России, которому необходимо соответствовать требованиям политики компании.
  3. Компаний металлургии, производителей стали, платины и т.д., направленных на экспорт.
  4. Компаний, добровольно отчитывающихся по выбросам в своих цепочках поставок, для соответствия ESG требованиям.

 

Эти компании закладывают в политику закупок критерий — экологический след продукции, поставляемый на их предприятия. Соответствующие сертификаты показывают численно, какой у них экологический след. Этот процесс учёта продвигают ESG тенденции.

 

Расчет углеродного следа компании подходит компаниям, которые торгуются на бирже и на междурядных рынках. Для них главное — взаимоотношения с инвесторами. Такие компании придерживаются политики устойчивого развития и ESG, что показывает стейкхолдерам их понимание проблемы изменения климата в долгосрочной перспективе. Расчёт парниковых газов по Scope 1 и Scope 2 подтверждает способность компании видеть и управлять климатическими рисками.

 

На сегодняшний день, примерно 30-50 компаний в России отчитываются по CDP (climate disclosure project), где обязателен расчет по Scope 1 и Scope 2 за год, чтобы получить положительный рейтинг. Необходимо также разработать климатическую стратегию, политику, которая показывает, как компания планирует развиваться, как будет реагировать на риски.

 

В этой области для компаний существует риски двух типов:

 

1. Реальные климатические. К ним относятся риски, связанные с реальными климатическими катаклизмами и изменениями. Например, основания резервуара нефтехранилища может провалиться из-за того, что спадет вечная мерзлота. По этим рискам необходимо готовить программу реагирования.

 

2. Риски перехода. Подтверждают, что человечеств пытается адаптироваться к изменениям климата. Они связаны с законодательством и отношением инвесторов, партнеров, клиентов к этому вопросу. Например, в России вводится закон об углеродных выбросах и единицах. С 2023 года начнется более строгая отчетность. Европа вводит механизм углеродной корректировки на экспорт. Инвесторы уже смотрят на проекты стратегически. Теперь тяжело инвестировать в угольные электростанции, т.к. мир постепенно отказывается от угля, и инвесторы вряд ли будут вкладываться в этот объект. Это пример долгосрочных инвестиций, с которыми связаны пенсионные фонды, институциональные инвестиции, казначейские облигации. Компании прорабатывают свои проекты с учетом ESG тенденций. Запускается процесс «озеленения», который начинается с расчетов и климатической стратегии.

 

Все больше российских компаний начинает заказывать исследования в области углеродной нейтральности.

Причиной служит удорожание продукции из-за высоких цен на углеродные ресурсы. Цены на алюминий, удобрения, цемент, сталь увеличились в два раза, что сильно давит на экспортеров. Высокие скачки цен на углеродном рынке происходят, потому что это ограниченный ресурс в Европе. Поэтому нашей стране надо создавать прозрачную систему верификации и компенсации, которая основана на реальных действиях людей. Регулирование парниковых газов поможет преобразовать окружающую среду России, освободить свалки, улучшить энергоэффективность нашей экономики, очистить воздух в городах и сохранить природу.

 

HPBS занимается составлением технических климатических стратегий. Мы определяем, что конкретно нужно сделать компании, чтобы достичь определенных целей по сокращению парниковых газов – к примеру, сделать объект энергоэффективным, внедрить ВИЭ, оптимизировать цепочки поставок и т.д.

Расчет выбросов парниковых газов

Верификация отчетности по парниковым газам

Концепция углеродной нейтральности

Разработка концепции оптимизации и компенсации углеродного следа