На сегодняшний день зеленое финансирование представляет из себя комплекс, институтов, мер и инструментов в рамках банковского сектора для стимулирования проектов, направленные на улучшение социального и экологического ландшафта в мире. Проблематика внедрения зеленого финансирования связана в первую очередь с необходимостью перехода на зеленую экономическую модель, призванную перестроить подход к производству-потреблению от устаревшей линейной модели на экономику замкнутого цикла, основанную на принципе возобновляемости ресурсов. Ответственность за этот переход распространяется на государство, общество и бизнес, как главных двигателей экономики. А финансовые институты в свою очередь формулируют инструменты, которые помогают ответственному бизнесу перейти на рельсы экологичности и устойчивости.
Глобально реализация зеленого финансирования развивается уже более 15 лет. И привязана к выполнению целей Парижского климатического соглашения (снижение парниковых газов в атмосфере), а также целей устойчивого развития ООН – доступная и чистая энергия, устойчивые города и сообщества, меры по борьбе с изменение климата, рациональное использование ресурсов океана, рациональное использование экосистем суши и других.
Актуализация необходимости формирования дополнительных инструментов для достижения этих целей произошла на фоне смены парадигмы отношения к ресурсам планеты. И связано это прежде всего с анализом антропогенной деятельности, показывающим, что активная жизнедеятельность человека и потребление им ресурсов без учета их жизненного цикла только за 200 лет с начала индустриализации подвели к истощению природных запасов и изменению климата, обозримых уже в этом веке и ощущаемых уже сегодня.
Именно это сделало очевидным необходимость эволюции бизнес-процессов и механизмов капитализации ресурсов планеты, как главных агентов антропогенного влияния. И как следствие, подвело к необходимости формирования широкого спектра инструментов, стимулирующих бизнес к переходу на «зеленые» рельсы.
«Зеленые» финансы представляют из себя инструменты для финансирования проектов в сфере окружающей среды, экологии и изменения климата и также включают синие (от blue economy – «синяя экономика», направление по защите и устойчивому развитию морей и океанов) и белые облигации (экологические проекты в Арктике).
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ –
облигация либо кредит, направленные на финансирование зеленых, адаптационных или иных проектов устойчивого развития.
Основными инструментами зеленого финансирования являются зеленые облигации, углеродные единицы, льготное «зеленое» кредитование, зеленая ипотека, субсидии, помогающие привлечь дополнительное финансирование в деятельность компании.
«Зеленые» облигации (green bonds) представляют из себя долговые ценные бумаги, предоставляемые на условиях возвратности, средства от реализации которых направлены на природоохранные проекты.
Углеродная единица, углеродный кредит (carbon credit) – финансовый инструмент сокращения выбросов парниковых газов (ПГ). По сути своей являются подтверждением сокращения компанией выбросов ПГ, выраженных в своеобразной валюте, которую эта компания имеет право продать. А другая, в свою очередь, купить. Держатели купленных углеродных единиц имеют право получить послабление по выбросам парниковых газов свыше установленных нормативов. 1 карбоновый кредит = 1 тонна выбросов СО2.
Льготное «зеленое» кредитование – возможность для «зеленых» проектов получить кредитование на льготных условиях.
«Зеленая» ипотека (green mortgage) – ипотека, выдаваемая банками на строительство и покупку объектов недвижимости, соответствующих критериям «зеленых» зданий. Как правило такая ипотека предполагает льготные условия, что является привлекательным фактором как для девелоперов, так и для последующих покупателей.
Субсидии в «зеленые» проекты – налоговая мера стимулирования развития рынка зеленых финансовых инструментов. Представляют из себя государственные субсидии, выдаваемые на купонные выплаты по «зеленым» облигациям и возмещение части суммы по процентам «зеленых» кредитов. В 2022 году размер субсидий в России составит от 60% до 90% купонных выплат по «зеленым» бондам или процентов по «зеленым» кредитам.
Таким образом, компании могут получить доступ к выпуску широкого спектра «зеленых» инструментов посредством создания «зеленых» проектов, то есть направленных на реализацию экологических, энергоэффективных, низкоуглеродных проектов.
Критерии «зеленых проектов» определяются соответствующей таксономией. В мировой практике стандарты подобных проектов и выпуск зеленых инструментов определяются в первую очередь Green Bonds Principles, разработанными ICMA (International Capital Market Association, а также Climate Bonds Taxonomy, разработанной международной организацией Climate Bonds Initiative (CBI).
В России разработкой методологии зеленого финансирования занимается институт ВЭБ.РФ, а критерии определения подобных проектов определены в «Таксономии зеленых проектов», которая продолжает совершенствоваться и обновляться
Перечень проектов, которые могут претендовать на зеленое финансирование
Направление таксономии |
---|
Обращение с отходами |
Энергетика |
Строительство |
Промышленность |
Транспорт и промышленная техника |
Водоснабжение и водоотведение |
Природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие |
Сельское хозяйство |
Инфраструктурные проекты сертифицированные IRIIS, CLEVER, ГОСТ Р |
Формирование подобных инструментов подразумевает, что введение их в практику деятельности компании накладывает не только определенные обязательства, но и приносит ощутимые выгоды.
В первую очередь, это отражается на привлекательности и имиджевой составляющей компании. После глобальной ратификации правительствами Парижского соглашения, экология является одним из приоритетных направлений, в том числе экономического развития, а значит, формирование «зеленой» корпоративной политики делает компании более видимыми для государства и, как следствие, государственной поддержки.
Кроме того, ESG-рейтинг компании на сегодняшний день не является умозрительным понятием, а становится эффективным бизнес-инструментом. В практике западных стран более чем естественен подход, при котором будущая надежность контрагента определяется в первую очередь по его ESG-деятельности. Срабатывает простая логика – если компания ответственно подходит к окружающей среде и социальной составляющей, значит, и в бизнесе будет наблюдаться такой же подход.
Отдельно хочется упомянуть уже устоявшуюся практику использования EPD – рейтинга продукции (Environmental Product Declaration), отчета производителя о жизненном цикле продукции и его экологической составляющей, которую вводят в жизнедеятельность все больше компаний-производителей, поскольку на основании EPD чаще всего принимается решение о закупке той или иной продукции.
С точки зрения PR-возможностей экологичность уже давно является прямым маркером инновационности. На сегодняшний день сложно представить современную компанию, продвигающую новые технологии и при этом не учитывающую практики ESG. Сложное время диктует свои требования, и на месте многообещающих стейтментов общество ожидает от бизнеса реальный вклад в улучшение социальной и экологической обстановки.
Мировая практика ввода в обращение «зеленых» финансов появилась в 2007 году по инициативе Европейского инвестиционного банка (EIB). На текущий момент объем «зеленого» финансирования в мире приближается к 1 трлн. долларов.
По всему миру существуют крупные финансовые институты, активно ведущие деятельность в области устойчивого развития. К заметным примерам можно отнести немецкий государственный банк развития KfW, который является одним из мировых лидеров по финансированию проектов, способствующих повышению энергоэффективности и снижению выбросов парниковых газов. KfW ведет свою деятельность в нескольких направлениях по защите климата и окружающей среды, и выделяет на такие проекты ежегодно десятки миллиардов евро.
В Люксембурге в 2016 году открыта глобальная биржа зеленых облигаций, первая фондовая площадка, где размещаются ценные бумаги только тех компаний, которые соблюдают экологические нормы и борются с глобальным потеплением.
В России катализатором развития «зеленых» финансовых практик стал Национальный проект Экология, в рамках которого тема зеленого финансирования является системообразующей. В 2021 году Минфин выпустил стратегию развития финансового рынка в России до 2030 года, которая включает в себя и «зеленые» технологии.
Методологом по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации стал финансовый институт «ВЭБ.РФ».
В том же 2021 году сформирован сектор устойчивого развития Московской биржи, где были размещены «зеленые» облигаций Москвы, сроком обращения на 7 лет. Привлеченные средства планируется направить на проекты по развитию городской транспортной инфраструктуры с целью снижения загрязнения воздуха от автотранспорта.
Еще ранее, в 2019 году, АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» разместила на той же Московской бирже зеленые облигаций на сумму 500 млн руб. Привлеченные средства будут направлены на реализацию стратегии устойчивого развития компании: снижения негативного воздействия на окружающую среду, повышение комфорта для жителей, реализации «зеленых» технологий в недвижимости.
Одним из самых «зеленых» банков в России признан банк «Центр-инвест», предлагающий несколько видов зеленых инструментов («зеленую» ипотеку, «зеленые» вклады), а также дважды выпустивший в 2019-2020 годах «зеленые» облигации объемом 550 млн рублей в секторе устойчивого развития Московской биржи.
Среди компаний, осуществлявших эмиссию инструментов финансовго устойчивого развития, значатся также АО «Атомэнергопром», ГК «Росатом», АО «Синара — Транспортные Машины», ПАО «Сбербанк России», ООО «ЭкоЛайн-ВторПласт», ПАО «КАМАЗ», ООО “ДОМ.РФ.
На текущий момент «зеленое» финансирование можно воспринимать как долговременную стратегию, которая на начальном этапе требует определённых затрат и усилий, но в рамках вполне осмысляемого горизонта планирования, может стать одними из главных трансформаторов финансового рынка будущего, и как следствие, и одним из самых эффективных, а главное доступных способов охраны целостности и благополучия планеты и ее жителей.
Процесс получения «зеленого» финансирования несложен, но требует проработки политики ответственности компании. Поскольку на формирование «зеленых» финансовых инструментов и как следствие получение «зеленого» финансирования может претендовать бизнес, создающий проекты, направленные на природоохранные мероприятия и формирование социального благополучия.
Критерии «зеленых» проектов вполне вписываются в логику ESG-стратегии и, как было сказано выше, определяются «зеленой» таксономией соответствующего «зеленого» инструмента.
Общий алгоритм получения зеленого финансирования:
Мы работаем следующим образом:
Если у вас остались вопросы по процессу получения «зеленого» финансирования, вы можете прислать их нам вместе с предварительное описанием деятельности компании
Авторы: Екатерина Лесун
Анна Завалеева
Марина Куприянова
Дополнительно: